Оперной примадонне Галине Вишневской 25 октября могло бы исполниться 95 лет. О самых ярких моментах карьеры легендарной исполнительницы за рубежом и на родине читайте далее.
Она даровала вдохновение поэтессе Анне Ахматовой и композитору Марселю Ландовски, знала в своей жизни бедность и всенародную славу, уходила и возрождалась из пепла.
В будущем легендарная оперная дива Галина Вишневская, в девичестве Иванова, родилась в 1926 году в семье ленинградских рабочих.После развода родителей внучку взяла на воспитание в Кронштадт бабушка Дарья. Уже в юные годы Иванова прослыла «Галькой-артисткой» за музыкальность и исполнительские способности. Когда девочке было 14 лет, началась Великая Отечественная война. На тот момент она находилась в Эстонии, в гостях у отца. По возвращении в Кронштадт ей предстояло войти в число трех миллионов блокадников. Бабушке не удалось выжить в столь суровых условиях — она ушла из жизни в феврале 1942, а ее внучка осталась в одиночестве.
Девочку спасли женщины, искавшие выживших по квартирам. В возрасте 15 лет Галина Иванова присоединилась к отряду местной противовоздушной обороны. Днем кипела напряженная работа, а вечера она посвящала любимому делу — пела в кружке самодеятельности. Уже тогда пришло осознание, что в будущем ее привлекает карьера певицы. После прорыва блокады в 1943-м она приехала в Ленинград, где училась в музыкальной школе. Искусство не покидало ее ни на минуту — вечерами она работала в Доме культуры помощником осветителя.
Годом позже Галина Иванова вышла замуж за моряка Георгия Вишневского.
Супружеская жизнь оказалась скоротечной, и брак распался спустя два месяца, однако фамилию бывшего мужа, которая вскоре станет известна всему Советскому Союзу, будущая артистка оставила. В том же 1944 году она начала работать в Ленинградском областном театре оперетты, дававшем гастроли в разных городах едва уцелевшей в военные годы страны. На одном из выступлений Галина Вишневская смогла заменить заболевшую солистку, поскольку знала весь репертуар наизусть. После того случая солирующая позиция за Вишневской закрепилась.Однако глубокая страсть к опере у нее проснулась после того, как ее наставницей по вокальному мастерству стала Вера Гарина, ученица австрийской примадонны Паулины Лукки. Позже так же окрестили и ее «оперную внучку» Галину Вишневскую.
В 1952 году 25-летняя артистка по счастливой случайности попала на прослушивание на стажировку в Большой театр, по итогам которой получила место солистки главной сцены Советского Союза. Первыми ее партиями стала Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского и Леонора в «Фиделио» в постановке режиссера Бориса Покровского.
После прихода Вишневской в Большой театр отечественная опера начала претерпевать ощутимые изменения. Именно Покровский выступил создателем нового театра, построенного по принципам Станиславского.
Свои лучшие роли Вишневская спела под руководством главного дирижера Большого театра Александра Мелик-Пашаева: Аиду в одноименной опере Джузеппе Верди, мадам Баттерфляй в созвучном произведении Джакомо Пуччини, Купаву в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова, Лизу в «Пиковой даме» Петра Чайковского, Наташу Ростову в «Войне и мире» Сергея Прокофьева.
В 1959 году состоялись первые гастроли Вишневской в США. Ее выступление повергло местную публику в шок — в прессе его назвали «нокаутом в глаза и в уши», а западные критики искали истоки глубины ее исполнительского мастерства в романах Федора Достоевского и «великом русском немом кино». На артистку из многих стран посыпались предложения выступить с гастролями.
Вишневская была настоящей музой для многих композиторов той эпохи. Для нее писали вокальные циклы и симфонические произведения Борис Чайковский, Бенджамин Бриттен, Кшиштоф Пендерецкий, Марсель Ландовски. Исключительно значимое место в обогащении репертуара певицы занял Дмитрий Шостакович. Из-под его пера вышла партия сопрано в 14-й симфонии, вокальные циклы на сочинения Александра Блока и Саши Черного, оркестровую аранжировку «Песен и плясок смерти» Модеста Мусоргского. Известный дирижер Герберт фон Караян назвал фильм-оперу «Катерина Измайлова» с Вишневской в главной роли лучшей экранизацией произведения. В 1971 году под его руководством была создана запись «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского с оперной дивой в лидирующей партии.
Со своим вторым мужем, виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, исполнительница заключила брак спустя четыре дня после знакомства. Семейная жизнь получилась счастливой и подарила паре двух прекрасных дочерей: Ольгу и Елену. У артистов родились две дочери — Ольга и Елена. Их тандем был еще и творческим: она пела, а Растропович часто аккомпанировал на рояле своей музе и любимой жене.
Начиная с 1970 года семейная музыкальная чета перестала быть в фаворе. Из-за того, что они отказывались выступать против неугодных писателей-современников — Солженицына, Пастернака — на пути исполнителей начали появляться преграды к выступлениям как на родине, так и за границей. Дошло до того, что артисты, выехав за пределы СССР в «творческий отпуск», были лишены советского гражданства и смогли его вернуть лишь спустя 16 лет.
За годы жизни в эмиграции Вишневская успела получить приглашения от крупнейших мировых сцен и произвести фурор, выступив с партией Леди Макбет из оперы «Макбет» Джузеппе Верди на Эдинбургском фестивале. В 1982 году она решила покинуть оперную сцену на пике формы, напоследок дав серию спектаклей «Евгений Онегин» в парижской Гранд-опера.
В 1984 году певица выпустила автобиографическую книгу на английском языке под названием «Галина: История жизни». Отечественный читатель смог ее увидеть лишь в 1991 году. Вишневская исполнила главную роль в фильме «Провинциальный бенефис» по пьесам Островского, вышедшем в 1993 году. Также она предстала перед зрителем в образе Екатерины II в спектакле «За зеркалом» на сцене МХАТа. Специально для нее Александром Сокуровым был создан сценарий фильма «Александра», появившегося на больших экранах в 2007 году.
Будучи легендой мировой оперы, Вишневская не забывала о подрастающем поколении, за которым было будущее оперной сцены. В 2002 году в Москве был открыт Центр оперного пения Галины Вишневской, где для исполнителей доступно последипломное образование. С 2006 года силами певицы был учрежден Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, где начинающие исполнители имеют великолепную возможность заявить о своем таланте во всеуслышание.
Оперная примадонна ушла из жизни 11 декабря 2012 года, однако ее проекты продолжают жить и процветать под чутким руководством дочери — Ольги Ростропович.
Свежие комментарии