На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Кристина Геврек
    в Москве точно такой же беспредел! такое ощущение, что всех дворников на войну отправили.Опасный гололед в...
  • Виталий Сорокин
    Молодец Рамзан! Скоро свои же сдадут! Считайте в уме,хохлонацики!!!Кадыров пообещал ...
  • Андрей
    Да, было, помогали с газом, когда замерзали...но, "не делай добра - не получишь зла"«Родные наши!»: ж...

Будущие лидеры или леди? Зачем современной России классы "только для девочек"

Раздельное обучение мальчиков и девочек — нормальная практика для школ дореволюционной России. Самым известным женским учебным заведением тех времен был Смольный институт благородных девиц в Петербурге, последний выпуск которого состоялся в 1919 году.

В 1943 году в СССР была попытка возродить раздельное обучение в школах, но уже к 1954 году эксперимент свернули. Казалось бы, на этом вопрос о целесообразности раздельного обучения в отечественной системе образования закрылся.

Но в сентябре этого года в обычной сочинской школе-гимназии №15, появился класс "Л", где учатся только девочки, причем программа очень напоминает ту, по которой когда-то учили благородных девиц — с особым акцентом на гуманитарный профиль. Девочки будут изучать немецкий, английский и китайский языки, международный этикет и, что вызвало больше всего споров среди сторонников и противников такой системы обучения, основы домоводства.

Будущие лидеры или леди? Зачем современной России классы только для девочек

Смолянки в строгих белых платьях со старинных фотографий мало похожи на современных девочек — с начала XX века мир очень изменился, в том числе, и взгляды на положение женщины тоже. Почему же запрос на обучение девочек отдельно от мальчиков снова появился в России?

Журналист Nation News обсудил это с организаторами проекта, а также со сторонниками и противниками такого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

"Воспитать хороших нежных девочек"

 

Класс "Л" привлек внимание СМИ еще и причастностью к проекту жены сочинского мэра Елены Пахомовой. Некоторые даже назвали проект полностью ее "собственным детищем". Но в беседе с Nation News Елена Пахомова опровергла эти слухи, рассказав, что социально-общественная организация "Лига женщин "Мост добра", где она — президент, только лишь помогла гимназии материально: девочкам купили форму — синие сарафаны и бирюзовые шейные платки.

"Идея возникла у директора школы, мы поддержали ее, потому что она нам понравилась. Мне очень нравится, что девочки будут заниматься языками, международным этикетом, домоводством, спортом, танцами, различными дополнительными занятиями. Мы полностью купили им форму, чтобы они как-то отличались. Понимаете, это обычная школа, в ней разные дети, в том числе, из не очень благополучных семей. В этом классе тоже есть такие девочки".

Супруга мэра пояснила, что класс "Л" — обычный гуманитарный, и в гимназии есть еще один такой, с такой же программой, где учатся и мальчики тоже. По мнению Елены Пахомовой, педагогам девичьего класса удобнее проводить занятия, а девочки "меньше стесняются". Что касается возмущения противников такого подхода к школьному образованию, по мнению нашей собеседницы, они неправильно поняли идею и "все извратили":

"Просто хотели воспитать нежных хороших девочек. Есть у нас в области казачий класс, там девочки учатся активные, они маршируют и стреляют. А сюда пришли такие тихие отличницы, которые хотят сидеть и заниматься языками. Почему против некоторые феминистки — не знаю, мне эта тема неактуальна. Я сама мама, хранительница очага, у меня взрослые дети, трое внуков. Я считаю, что в школах должны быть уроки домоводства, меня мама вот не научила, а научила учительница труда всему. Я поддержала эту идею вместе с "Лигой женщин", потому что есть необходимость в обществе, чтобы девчонки и мальчики не только умными были, а что-то руками умели. Ни о каких "предназначениях" я не говорила. Я хочу, чтобы все уже разъяснилось и  тема уже успокоилась", подчеркнула Елена Пахомова.

Л — значит "лидер"

 

Классный руководитель экспериментального "Л" Ольга Гогилова в беседе с нашими коллегами из издания "Югополис" подчеркнула, что цель проекта — воспитание лидерских качествах в девочках-отличницах.

"Каждый хочет быть впереди, хочет показать себя, и, наверное, это оправданно, вот эта буква "Л" — воспитание лидерских качеств, это в первую очередь стоит целью нашей работы".

Мнения родителей учениц разделились: мамы девочек, попавших в класс, довольны. Они рассказали журналистам другого издания, "Юга.ру", что их дочери очень рады учить уроки, которые никто не изучает, и спокойно чувствуют себя без мальчиков в классе.

Но есть и возмущенные таким "перекосом" родители, в частности, родители девочек, которые в итоге оказались в классе с явным гендерным перевесом. Свое отношение они выражают в социальных сетях:

Будущие лидеры или леди? Зачем современной России классы только для девочек

А остальные хуже? — спрашивает мама девочки, не попавшей в экспериментальный класс, на стене паблика гимназии в соцсети "ВКонтакте".

Отметим, что класс "Л" в последнее время стал знаменитым: необычный для современной школы формат обучения привлек внимание журналистов. В одном из телевизионных сюжетов о гимназии, опубликованном на YouTube-канале "Эфкате Рен ТВ Сочи", девочки на презентации внеурочной деятельности учатся сервировать стол, делать бутоньерки и красивые прически.

то лишь база, чтобы сделать выбор"

 

Полностью девичий класс "Л" в Сочи — не единственный такой в стране, хоть и первый на базе государственной общеобразовательной школы. В Санкт-Петербурге, например, с 2004 года работает Классическая еврейская школа для девочек, где помимо специфичного религиозного образования также делают упор на иностранные языки и гуманитарные предметы. Директор Лея Толочинская рассказала, почему как педагог она одобряет идею раздельного обучения мальчиков и девочек и какие задачи ставит перед собой ее школа:

"Я целиком за раздельное образование — так долго было принято в обществе и тому есть объективные причины. Девочки воспринимают жизнь и обучаются не так, как мальчики. Кроме того, девочки без мальчиков в классе чувствуют себя спокойнее, лучше эмоциональный климат. Что касается семьи как главного, я обращу ваше внимание, школа у нас еврейская, а в еврейских традициях мать, дом и семья — это очень важно, наши девочки в этом отношении не обделены. Но у человека должен быть выбор, поэтому мы даем девочке полное и очень хорошее, как вы заметили, образование, чтобы она могла построить карьеру, если этого захочет. Это каждый решает сам — как и с чем идет по этой жизни, что берет за основу. Образование — база, которая позволит этот выбор сделать и, если что-то вдруг пойдет не так, — его пересмотреть.  А еще очень многие женщины воспитывают не одного и не двух детей, но при этом достигают профессионального успеха, их мир не ограничивается семьей".

"Наследие прошлого в худшем смысле"

 

Смелый эксперимент сочинской гимназии вызвал предсказуемый интерес феминистского сообщества, причем не только столичного, но и в регионах. Арт-критик и активистка группы "Феминизм в Башкортостане" Кристина Абрамичева поделилась с Nation News своей оценкой попыток возродить в России школьное образование по гендерному признаку.

"Мы очень удивлены, потому что времена сегрегации уже прошли. Попытки возродить их ни к чему хорошему не приведут, точно уж не к гендерному равноправию. Именно из-за подобного подхода в обществе и живут долго нездоровые идеи по поводу того, чем должны заниматься женщины, а чем — мужчины. Это наследие прошлого в худшем его проявлении, которое пытается поднять голову. Туда же — призывы к безумному размножению с самого раннего возраста, которое нарушает право женщин на самореализацию, на свое тело, на карьеру. Все взаимосвязано".

Будущие лидеры или леди? Зачем современной России классы только для девочек

Кристина полагает, что организаторы экспериментального класса "Л" противоречат собственным заявлениям: если там воспитывают девочек-лидеров, зачем их учить отдельно, ведь в обществе мужчины и женщины живут и работают бок о бок?

"Вот эта школа в Сочи — декларируют, что там воспитывают девочек социально активными, но почему тогда их надо изолировать от мужчин? У нас серьезный гендерный перекос в политике и общественной жизни, женщины участвуют в этих сферах гораздо меньше, чем мужчины. И все потому, что их с детства готовят для роли матери и жены. В последнее время тенденции даже усилились, и это плохо".

"Тенденция насаждается, но развиваться не будет"

 

Журналист и переводчик Ольга Липовская, настроена более оптимистично: тенденция на специальное обучение для девочек идет не от запроса общества, а от отдельных консервативных кругов во власти, и будущего в современном мире у нее нет, отметила она в беседе с Nation News:

"Никаких перспектив у этих классов и школ нет, тенденция насаждается сверху, но развиваться не будет. То есть, в отдельных консервативных и патриархальных кругах этим будут интересоваться, но в целом общество, родители, дети ориентированы на прогресс. Обратите внимание: попытка вернуть в обычные школы религию в виде соответствующих уроков особого восторга ни у детей, ни у родителей не встретила, так что и раздельное обучение тоже в широких кругах понимания не найдет".

Будущие лидеры или леди? Зачем современной России классы только для девочек

Во время подготовки этой статьи у Nation News возникли вопросы: как класс "Л" повлиял на атмосферу в школе в целом и как педагоги оценивают результаты эксперимента по итогам первой четверти? На них, по нашему скромному мнению, компетентно и полно может ответить именно директор школы Лариса Пшеницына, которая сейчас находится в отпуске — по крайней мере, так нам сказали в секретариате школы. Но мы надеемся поговорить с ней об этом в будущем.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх